Как делать шляпы и другие головные уборы.
1. Макет и выкройки.
Предположим, вам нужна шляпа для косплея, и вы решили ее смастерить.
Первое, с чего нужно начать - это сделать макет шляпы. Материалы:
- ватман (от А3 до А1 - в зависимости от масштабов трагедии);
- ножницы;
- ручка/карандаш;
- скотч.
И перед тем, как заняться примеркой на себя макета, учтите - если на вас будет парик, то ни в коем случае не примеряйте головной убор на свои волосы! Если парик у вас уже есть - прекрасно, мерьте на него, предварительно собрав под него свои волосы так, как они будут лежать на выступлении (и никаких шишек на затылке!). Если парика нет... ну, хоть плотную шапочку вязаную наденьте. Потому что подпиливание готового изделия - не есть хорошо.
Второе, что касается будущей прически - рассмотрите внимательно, какие пряди/челка и откуда у вас будут торчать. Уши/рога тоже учтите - от этого всего будет зависеть глубина посадки шляпы.
И измерьте все необходимые размеры, исходя из ваших собственных измерений и рисунка с персонажем. Пропорции высоты лица, шеи, соотношение ширины шляпы и плеч должны соблюдаться.
а) Тулья шляпы. Если у вас цилиндр - все просто. Конус - тоже хорошо. Если самой тульи не видно, зато на нее много чего понаверчено - не мучьтесь, свяжите (или попросите знакомого связать вам) шапочку нужной глубины. На нее пришивайте все остальное.
Здесь была использована именно эта техника:
![](http://static.diary.ru/userdir/1/4/1/1/14119/26059011.jpg)
Если же нужна достаточно облегающая глубокая посадка - воспользуйтесь старой панамкой. Раздерите ее на куски, переснимите с них выкройки и сшейте, что вам надо.
Получается примерно такое:
![](http://static.diary.ru/userdir/1/4/1/1/14119/26059043.jpg)
б) Поля. Если они плоские - все просто. Если конические - перед зеркалом нужно будет долго подгонять угол. И заметьте, одна и та же шляпа, натянутая на макушку или затылок, смотрится по-разному. Определитесь, где она держится у вашего персонажа.
Внутренний вырез - если шляпка не держится на паре шпилек - должен быть подогнан идеально. Чтобы везде прилегал, но ничего не давил. Иначе вы после снятия шляпы долго будете ощущать на голове пульсирующий нимб. Вырез сам должен быть не круглый, скорее - яйцевидной формы, широкой частью назад.
Далее. Если предполагается, что верх шляпы - натянутая ткань, но боковая поверхность странной формы, не поленитесь, проделайте следующую операцию.
Примерную боковую поверхность шляпы скрепите и переверните на стол или другую ровную поверхность. В идеале все угловые точки и плоские ребра должны оказаться в одной плоскости. Если это не так - подрезайте, проверяя симметрию. Это необходимо, чтобы в итоге натянутую ткань не вело, морщило или перекашивало.
Примерно так выглядит сей процесс:
![](http://static.diary.ru/userdir/1/4/1/1/14119/22789786.jpg)
И не забывайте одну важную вещь - контролируйте симметричность деталей! Если левая половина окажется на пару-тройку сантиметров шире правой, это, вполне вероятно, будет очень заметно.
Итак, вы извели пару-тройку рулонов ватмана, но получили несчастный, исчерченный-порезанный макет шляпы, который (если не обращать внимания на цвет и материал) - точь-в-точь то, что носит ваш обожаемый персонаж. Теперь можно приступать ко второму этапу - каркасу шляпы.
2. Каркас.
Для начала, озаботимся материалами. Мне известны два существенно разных подхода, оба, в принципе, неплохи.
а1) Ватман+скотч. Берете лист ватмана, рулон широкого скотча (прозрачность не имеет значения). И проклеиваете ватман с двух сторон полосами скотча, чтобы не оставалось свободной поверхности. Скотч придаст бумаге эластичность и прочность, а также водостойкость. Обычно на крупные конструкции стоит использовать двойной слой такого материала.
Плюсы - легкость по весу, а также по исполнению.
Минусы - достаточно легко ломается, изломы не выправить ничем. На один раз сойдет, иначе - нужно укреплять.
а2) Картон+скотч. Техника та же, но вместо ватмана берется художественный картон нужной плотности. Результат гораздо более жесткий, одного слоя хватает с лихвой.
Плюсы - прочность, надежность.
Минусы - ощутимый вес.
Далее на иллюстрациях - именно этот материал.
б) Марля+папье-маше. Из этого делают основу для головных уборов в театральных мастерских. На гладком столе или листе стекла расстилаете кусок марли, вымоченный в разведенном клее ПВА. На него кладете газету, потом - снова слой марли с клеем. Повторяете до нужной толщины. Даете высохнуть (но снимаете со стола чуть влажным, а то совсем присохнет!). Готовый материал прочен, устойчив к изломам и изгибам, хорошо держит форму.
Плюсы - высокая стойкость к изломам, и при этом - жесткость конструкций. Легко гнется.
Минусы - трудоемкость, специфическое место работы.
Итого, вам понадобится:
- ватман
- скотч широкий
или
- марля
- газеты
- ПВА
- вода
а также
- картон
- еще скотч
- проволока
- кусачки
- плоскогубцы
- ножницы
Далее. Ваш макет разбирается, по его частям выкраиваются детали самой шляпы из выбранного материала. Склеиваете детали - хоть скотчем, хоть малярным скотчем.
Также, если какие-то участки шляпы должны сохранять жесткую форму, особенно - плоскую, стоит укрепить их картоном. Или если на них заведомо придется высокая нагрузка - например, вдоль выреза для головы. Картон - все тот же, художественный.
После этого берете проволоку, и с ее помощью укрепляете края полей. То есть изгибаете ее по контуру и через край приклеиваете скотчем. Проволока укрепит каркас, позволит шляпе сохранять форму при ношении и перевозке.
![](http://static.diary.ru/userdir/1/4/1/1/14119/22789770.jpg)
В том месте, где у каркаса нахлест, стык и у проволоки. Она там тоже кладется внахлест, чтобы не было излома контура.
![](http://static.diary.ru/userdir/1/4/1/1/14119/22789794.jpg)
Только не забудьте потом снова отрегулировать контур, как говорилось в пункте про макет - чтобы все, что должно находиться в одной плоскости, в ней лежало. Это сделать несложно, проволока достаточно легко гнется руками. При помощи линейки и ловкости рук нужно добиться того, чтобы все углы (тут их шесть) и прямолинейные отрезки (три штуки) оказались в одной плоскости, то есть на полу. Симметричные прогибы выверяются по вертикали - линейкой:
![](http://static.diary.ru/userdir/1/4/1/1/14119/22789810.jpg)
Повторить алгоритм "уложить углы" - "распрямить прямые отрезки" - "сделать симметричные изгибы симметричными" столько раз, сколько необходимо, чтобы уложить каркас на полу без просветов.
Зачем все это? А чтобы заднее полотно шляпы после натягивания не повело и не перекосило, чтобы не морщило и совпали орнаменты.
![](http://static.diary.ru/userdir/1/4/1/1/14119/22789818.jpg)
И, на всякий случай, еще раз примерьте изделие - на этом этапе недостатки исправить еще несложно.
3. Обтяжка тканью.
Вам пригодятся:
- скотч
- булавки
- ножницы
- клей (ПВА, Момент)
Во-первых, тканевая часть должна быть уже вся раскроена и вышита. В случае с изображенной шляпой, потребовалась дополнительная выкройка задника, которую не так просто получить. Для этого, после того, как готова боковая поверхность, уже из картона, берется кусок кальки и натягивается на край этого картона так, как если бы это была ткань. Если каркас симметричен (то бишь правильно раскроен и еще не обведен проволокой), то этот фокус у вас удастся. Тем самым вы получите выкройку для задника шляпы. Проверьте ее дополнительно на симметричность.
После чего обтягиваете тканью поля и тулью. Если последняя у вас не требует жесткого каркаса - просто сшиваете ее полностью. При этом проверьте, сидит ли она на вас достаточно глубоко. Если в основе вязаная шапочка или что-то еще эластичное, учтите вес будущих полей или деталей парика, которые будут крепиться к шляпе.
Обтяжка полей шляпы. Берете лицевую деталь из ткани, припуски по контуру надрезаете, чтобы легче перегибать через край. Если на детали есть шов - сделайте его заранее (если уверены в точности выкроек). Перегибаете через каркас, закрепляете скотчем.
![](http://static.diary.ru/userdir/1/4/1/1/14119/22789830.jpg)
Скотчем - потому что сначала нужно закрепить весь контур ровно и симметрично, возможно, несколько раз. Чтобы с лицевой стороны не было ни единой складочки.
Полностью закрепленный контур, с изнанки:
![](http://static.diary.ru/userdir/1/4/1/1/14119/22789842.jpg)
Если в точности выкроек вы не были уверены, подколите шов на детали. Имейте в виду, что ткань меняет форму и размеры при нанесении на нее аппликаций и вышивок.
Берете заднюю деталь, подрезаете припуски. После чего подгибаете их, не через край шляпы, но - край в край. Если деталь была на весу - привалываем задник булавками. Чтобы все было гладенько, ровненько и симметрично. Не забудьте подрезать припуски по криволинейным срезам.
![](http://static.diary.ru/userdir/1/4/1/1/14119/22789882.jpg)
И пришиваете потайным швом к лицевой детали.
![](http://static.diary.ru/userdir/1/4/1/1/14119/22789874.jpg)
Где-то в процессе зашиваем заранее сколотые швы на деталях:
![](http://static.diary.ru/userdir/1/4/1/1/14119/22789898.jpg)
При этом сначала делаются непарные швы, а симметричные сшиваются параллельно, двумя иглами, в одном направлении - чтобы избежать перекосов.
![](http://static.diary.ru/userdir/1/4/1/1/14119/22789958.jpg)
Если поля у шляпы плоские - то порядок действий практически тот же, только менее напряженный.
После этого сшиваете вместе поля и тулью. Протыкать при шве иголкой каркас я не рекомендую - теряется прочность. И в случае чего сложнее будет перешить шляпу или использовать основу для других целей.
Если тулья и поля были склеены на этапе создания каркаса - то лучше не собирать сразу все детали из ткани и натягивать их на основу, а поэтапно прикреплять к каркасу и подшивать друг к другу потайным швом - так меньше шансов ошибиться.
Если у вас шляпа очень тяжелая, рекомендую по внутреннему контуру пришить полоску синтепона в кармане из той ткани, из которой сама шляпа. Или вставить эту полосу в припуск на тулье. И не ставьте проволоку по внутреннему краю - пожалейте себя.
После этого шляпу уже можно украшать чем вздумается. И да, не забудьте еще раз примерить.
@темы: Шитье, Моделирование, Головные уборы, Материалы, Туториал
крепление этого безобразия на голове: продумайте петли, в которые можно продевать шпильки-невидимки и прочее. вшивать их лучше с изнанки, ближе к височной части (цеплять удобнее) и на затылке (для верности).
и еще - наши обажаемые салфетки под горячее =)
на большие поля пока не пробовала, а на всякие исторические головные уборы - не, при обтяге тканью и тесемкой форму держало.
Аликс Альберти
Это да, но зато если помялось, выправляется пальцами.
угу, и она и убор =)
Я пробовал корсетные дублерины. Основная фича - стоит хоть чуточку намокнуть или протсо во влажном воздухе побыть - плывет форма =(
Флиз не пробовал.
Смиренно прошу о помощи... =)
только один вопрос: что такое "тулья"?